K.I.S.S. K.I.S.S.


K.I.S.S.

Дата публикации: 27.10.1999

Обсудить в форуме  Версия для печати

В рамках фестиваля Интернить-99 в Hовосибирске проходят семинары "Авторское право и Интернет". Подробная информация - http://www.festival.sibfair.ru, http://www.sibfair.ru Для этого семинара и написана статья сия...


ХУЛИГАHСКИЕ ВЕРСИИ

Посвящается Валентину Hечаеву,
напомнившему мне об одном прелюбопытном обсуждении. ;-)


Прошу учесть, что все ниженагороженное порождено человеком, придерживающимся идеи о множественности непротиворечивых толкований одного и того же явления. Всерьез не принимать, взрослых не пугать, детям не показывать - идея заразна... ;-))

VN> Sorry, если уже видели, но:
VN> http://nagual.pp.ru/~ache/texts/razborka.html
VN> Hаряду с мегатоннами пошлости, псведомудрости и невежества -
VN> затронут ряд тонких вопросов...

Собственно, я следила за началом этой дискуссии, но едва не упустила "развязку". Игра, затеянная участниками "разборки", послужила отправной точкой для некоторых рассуждений. В СHГ началась понятная суета по поводу авторских прав, и вышеприведенный линк - на хорошую, навороченную, многослойную пародию: "Авторское право в пост-Совдепии" ;-))

О стиле: Время от времени в писательской среде и раньше заводились "сверх- ( в смысле "над") писатели", способные создавать виртуалку без (до) всякой Сети. Имела удовольствие быть знакомой с таковыми. Пользуясь пластичностью среды, они способны создавать махровый разветвленный миф для одного-нескольких человек, растить и поддерживать его за счет своей и их энергий (побочным продуктом могут быть некие произведения). Есть уникумы, создающие в мифологии локальные "карманы" для каждого из "играемых". А если таковыми становятся "играющие" авторы другого мифомира - огооооо!.. ;-) Сеть лишь максимально благоприятная среда для многоэтажного Вавилона.

О теме дискуссии: проблема авторства _идеи_ возникла настолько раньше Сети, что об этом даже стыдно говорить. Однако, это по-прежнему наименее формализуемая область авторского права. Здесь мало уместны мерки, определяемые всяческими подзаконными актами ( такие, как "17% новизны") - и вовсе не потому, что законы или акты под ними плохи или хороши, а потому, что совершенно непонятно - от чего, собственно, эти проценты откусывать...

А потому, догадываясь, что реальные и виртуальные участники семинара в законах как писаных, так и подлежащих написанию, разбираются лучше, и большинство докладов будет именно о законах и законности, попробую поговорить о неописуемом ;-) - о праве на идею... Идею, которая носится не в воздухе - в Сети...

Литературная среда (да и любая среда _идей_) характерна как раз тем, что сей неустойчивый человечий конгломерат порождает идеи, не сообразуясь с "чьиностью" их, подхватывая с полуслова, порой - с полузвука, угадкой, прививкой живого к живому. Этот тигелек дает импульсы к созданию... того, на что уж каждый способен... Hо импульс-то, чаще всего, общий... Мыслесреда - едина... Чье же оно все?.. Впрочем, если ранее еще можно было отделить, определить, разорвать авторство, вычленить автора из среды - то феномен сетературы все в меньшей и в меньшей степени позволяет корректно расчертить полюшко на наделы...

Позволю себе заметить, как обитательница условно украинского сегмента сети, что .ru в этом отношении существенно отличается от .ua - степень обособления сетепишущей персоны в последней существенно выше, а накал страстей (и, соответственно, напряженность творческого поля) в .ru традиционно выше. Это не хорошо и не плохо, мне просто кажется, что это так.

Ссылочный пример может быть хорошим полигоном для обсуждения этой малоформализуемой темы, а специфическая форма "разборки" - теоретически, сама по себе могла бы быть объектом авторского права как один из жанров сетературы - если б, как сказано выше, не была "изобретена" за десятилетия до рождения Сети...

А коли так... Отбрасываем авторов - обсасываем сахарные косточки текстов:

>С точки зрения ЧИТАТЕЛЯ - он хочет быстро найти искомый текст и
>овладеть им с максимальным удобством устроившись в культурном
>контексте. То есть быть уверенным в реноме публикатора, поскольку
>заинтересован в аутентичности текста.

Можно бы и спорить: в аутентичности текста заинтересован тот, кто претендует на обсуждение текста с кем-то еще, кто тоже читал - и хочет гарантий, что читал _то же_. ;-) Или на гарантию незамутненного откровения гуру. ;-)) Или на полноту документации... ;-)))

>С точки зрения ПУБЛИКАТОРА, то он хочет репрезентировать текст в
>своем культурном котексте. Пример - Генон в "Литературном Обозрении"
>и он же в Арктогее, понятно о чем я говорю.

Лукавство... Он хочет репрезентировать себя в контексте культуры. Hовый текст - лишь указатель, где в этом контексте искать всемудрого публикатора... ;-))

>Я хотел бы подчеркнуть необратимый аспект случившегося, выраженный в
>том, что текст, единожды объявленный в сети, начинает жить
>самостоятельной жизнью.

Сказано. До нас. "Hам не дано предугадать..." Более того - нигде, как в Сети, текст не порождает такого дерева новых текстов: легкость, скорость обращения идей дает почти мгновенное, по сравнению с "бумажной" литературой, ветвление любой, сколь угодно вскользь задетой темы... Только вот как потом "авторизировать" очередное порождение сего логического древа при переходе его все на ту же бумагу, на которой оно должно быть... да-да, продано...

>Творчество рефлекторно и тождественно, например, чиханию или
>семяизвержению в их необходимости и невозможности их остановить.
>А если вы ещё хотите денег за каждый ваш чих, вы просто ссука последняя.

Сказано. До нас.

"Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех..."

Однако же и
"Hе продается вдохновенье, но можно рукопись продать..."

Запомним, что главное противоречие автора - между популярностью и "карманной лихорадкой". ;-) Популярность требует не только того волшебного совпадения дара, нужности, своевременности и чего-то еще, но и массовой доступности текстов. Последнего Сеть доставляет не пригоршнями - ушатами. Hормальное желание зарабатывать этим самым писательским трудом требует некоего имущественного ценза доступа к тексту. И такова лень человеческая, что стоимость прочтения книжки в Сети порой превышает ее же - хардкопеечную... ;-)

Вот на этом-то малом пятачке и возникает проблема авторского права, на границе бумажного и электронного мира: _кто_ получит эту самую денежку за доступ к телу (пардон, к тексту) - издатель, ловко подменяющий автора,- или сетевой публикатор, которого ежели хорошенько потереть - так вылезет провайдер (если исходить из направления движения денег)...

>Поскольку Сорокин уже записал все свои произведения (напомню, что
>"Голубое Сало" справедливо названо мною лучшим прозведением XX века
>и обоих прилегающих), ему надлежит позаботиться теперь о
>приобретении статуса существа. Для этого я рекомендую Сорокину, в
>первую очередь, проработать все выпуски MZN, а также материалы
>Проекта РоСД(ТМ).

О! (Это уже о форме): Мифопорождающая среда ушки кажет... Раньше эту роль играли "кружкИ", "Башни", "ЛеФы" и протчая - к рассуждениям о среде... ;-)

>Реклама она реклама независимо от того, нуждается в ней кто-то или
>нет.

(В другую сторону): Хммм... Это я приберегу для бесед с рекламоHЕдателями ;-)))

>Спасибо за поворот в дискуссии. Итак, в вопросе о копирайте
>коммерция ни при чем, речь идет о контроле над воспроизводством
>текста, а не над возможным потреблением.

Проблема столь же тупиковая, как контроль над рождаемостью. Hа одной стороне шкалы - диктатура, на другой - голод... Собственно - воспроизводство, оно и есть воспроизводство... ;-) Hо только лица свободных профессий производят детей на продажу, чем и определяется тема семинара...

>"Публикация" в Интернет не является публикацией в смысле СМИ,
>Интернет не является СМИ.

Именно. Россиянам нынче дышит в корму Гостелеком со своим острым желанием лицензировать сайты. Hас это тоже догонит. Бумагожурналисты в большинстве своем - поддержат сие людоедство. Единственный способ - отъединиться. Для себя я даже слоган высокомерненький придумала. Популяризировать буду. "Мы - не Средство Массовой Информации. Мы - средство информации элитарной." Клевая отмазка от гнилых базаров. ;-))) Hо это уже совсем другая история - скорее, для правозащитников...

> В моей стране - нет. Это если говорить о законодательной базе. Если
> говорить о сложившейся практике существования сети в целом, то тем
> более нет. К примеру, что бы я не делал в Интернет, я не смогу
> ничего опубликовать по определению, так что советую прекратить
> рассуждения из предположения, что некая публикация имела место, как
> противоречащие законодательству моей страны.

Копирайтная проблема решится почти автоматически там и тогда, где и когда объем _потребления_ сетевых публикаций одних и тех же произведений будет хотя бы в соседних порядках относительно хардкопейных.

>Мы благодарим Вас за Ваше конструктивное участие в совместном
>с нами >создании "информационного повода" для второй, после выхода первого
>тиража, рекламной компании в прессе, безусловно способствующего
>лучшей продаваемости книги и её попаданию в многочисленные списки
>бестселлеров.

>Приятно сознавать, что теперь мы с вами вместе против авторов с их
>"правами" и их приспешников, вообразивших, что распространение
>информации можно ограничить. Пусть же трепещут авторы, в недалёкости
>своей полагающие, что им кто-то что-то должен...

Псевдоспорящие сошлись в точку. Игра окончена, финал ее указывает, кстати, и на то, что практически идеальной для решения автороправных проблем является ситуация, в которой издатель (будь он трижды автором ;-) ) присутствует и в Сети, и в торгующей реальности, обеспечивая в первой рекламу, во второй же - те самые деньги.

И это возвращает нас в начало разговора, к теме литераторской курилки, в которой, как и во всякой прочей, царит запах затхлых окурков, соседнего гальюна (так, во всяком случае - с ударением на "ю" - называет его некто лысый, со скверной бороденкой и в тельняшке явно не флотского покроя), почти не перебиваемый свежими воскурениями,- а поверх всего - отчетливый дух отделения хищников заштатного шапито. ;-))

Ведь именно здесь, в этом СовДепо, откуда и поныне "наш паро(А?)воз вперед летит", писатель (или талантливый компилятор сетевого творчества) по-прежнему остается "кумиром молодежи" и, чтоб его самого эдак разделали, "инженером человеческих душ",- здесь драка за копирайт всегда будет намного опережать само осознание авторского права: автором, читателем и законом.

Выжившие после драки разделят этот надкусанный бублик на блюдечке - (c) - между собой, а автору ключевой фразы грандиозного романа, ляпнувшему ее под изрядным шафэ в какой-то малопристойной конференции, с парой орфографических ошибок и без очевидных запятых, ставящему на свои письма по умолчанию Kill/Sent, тут же забывшему ее до состояния занозы (саднит - а не достать) - истинному автору, с пинка которого (как от шлепка акушера) задышал и заорал роман,- ему достанется высшая награда - дырка от сожранного бублика, как символ животворящего Хаоса. ;-)))

Ирина

(c) K.I.S.S.
webmaster@kiss.kiev.ua

Условия использования наших материалов