K.I.S.S. K.I.S.S.


K.I.S.S.

Обсудить в форуме  Версия для печати

Черт с ними, или спам с нами...

Уважаемые сетежители!

Практически каждый, кто приходит в Глобальную Сеть и так или иначе "засвечивает" в сетевом общении либо при посещении web-серверов свой электронный адрес, рано или поздно обнаруживает в своем "почтовом ящике" сообщения, которых он не ждал, от людей и организаций, с которыми он никогда не контактировал. До вашего сведения доводят некую информацию, в которой вы не нуждаетесь, приглашают на серверы, которыми вы не интересовались, или присоединяют к сообщениям файлы и документы, без которых вы обходились бы еще сто лет. Особый приступ удовольствия подобные письма вызвывают в тех случаях, когда вложения в них "весят" парочку, а то и пяток мегабайт, а получаете вы их по обычной телефонной линии в повременной оплатой. Картина полна, вам недостает только возможности лицезреть и лично поблагодарить автора послания. Hо прежде чем правильно послать врага сего, нам предстоит освоиться с терминологией. Явление именуют спамом, а того, кто его порождает - соответственно, спаммером.

Само это название произошло от наименования мясных консервов SPAM, фигурировавших в скетче. В нем люди, пытавшиеся сделать заказ в ресторане, вынуждены были перекрикивать рекламный хор, восхваляющий эти самые консервы. Когда конференции Usenet стали пухнуть от навязчивых сообщений определенного толка, словцо spam, к тому времени ставшее нарицательным, перекочевало в Internet. Поговаривают, что промежуточным этапом был телефонный и факс-спам, но на все, результаты чего можно пощупать руками, как ту же бумагу, управу найти не так сложно, и в Штатах, и ряде европейских стран быстро появились реальные юридические механизмы пресечения подобной активности. Сеть, как структура более эфемерная, оказалась и более уязвимой.

С другой стороны, люди, производящие некую продукцию, услуги или информацию, хотят прорваться к потенциальному потребителю - в том числе и в Internet,- и странно было бы огульно охаивать подобное стремление. Дело, скорее, в том, _как_ это делать, не создавая этому самому будущему партнеру сегодняшних проблем, а себе - антирекламы. Разумно посмотреть при этом, как _не надо_ делать.

Итак - что сегодня в Сети считается спамом и приравненными к нему действиями?
В первую очередь, это массовая рассылка сообщений людям, которые вас и вашу организацию об этом сами не просили. Причем не важно, имеют ли эти сообщения коммерческий, рекламный характер или это просто информация. Вы же вряд ли приходите в восторг, выгребая из обыкновенного железного почтового ящика, помимо любимых газет и неизбежных счетов, еще и уйму листочков разного цвета и формата, а также пачку портретов деятелей, улыбающихся вам с различной степенью игривости. Хлипкому замочку ящика быстро приходит конец.

Далее. Отправка индивидуальных сообщений, не имеющих прямого отношения к области деятельности и интересам данного лица. Если вы пришли на теннисный корт, а вам упорно пытаются всучить баскетбольный мяч - вы меня поймете. Помещение в конференции Usenet, на доски объявлений, в гостевые книги сообщений, либо не соответствующих тематике этих групп (off-topic), либо носящих рекламный или коммерческий характер вопреки правилам данной группы. Впрочем, читатели модерируемых конференций бывают, в зависимости от усердия или "злобности" модератора, почти избавлены от подобной лишней информации. Hо те, кто упорно пытается их слать, должны помнить, что чей-то труд уходит на превращение всей этой писанины в мусор,- и это непременно тем или иным способом скажется на репутации пишущих... Hо об этом позже.

Отдельная тема - списки рассылки. Цивилизованные люди формируют их через свои сайты, приглашая _желающих_ посетителей подписаться на получение сведений по той или иной тематике, либо приглашая к подписке участников тематических конференций. Существенный критерий: в список можно вносить только тех, кто "сам напросился". Рассылка сколь угодно полезных данных по списку, сформированному любым, кроме добровольного, способом - безусловный спам. Внесение человека в список без его ведома и желания - категорически недопустимо!

Hекорректно также, приглашая людей подписаться, обещать им материалы о специфике разведения той-терьеров в условиях Hорильска, а высылать родословные древа южнорусских овчарок. Вы должны заранее осведомить "подписантов" о тематике, периодичности и формате рассылаемых сообщений. Вполне вероятно, что кого-то интересуют анонсы изменений на Вашем сайте, а вот длиннющий список новых ссылок их чрезмерно обременит. Структурируйте рассылку.

Вот, собственно, пока я писала эту статью, мне пришло очередное письмецо на два мегабайта - документ "Legislation in Ukraine" от некоего base@tav.kharkov.ua . Законодательство - это, конечно, замечательно, но я бы предпочла прочесть в соответствующей конференции извещение о том, на каком сервере я могу найти этот ресурс при необходимости. При моей, заметьте, потребности в этих материалах - а не потому, что настырный законник хочет быть непременно известен мне и еще куче народу. Впрочем, последнее мы с коллегами ему обеспечим,- да только рад ли он будет подобной известности?

Это, кстати, дает повод перейти к разговору о том, чем спаммер вредит _себе_. Можно, конечно, долго и обоснованно говорить о том, что спам забивает каналы Internet, раздражает адресатов, мешает читать конференции, загромождает доски объявлений. Hо об этом и многом другом более детально и квалифицированно расскажут на протяжении целого ряда выпусков программы "K.I.S.S." ведущие специалисты ISP "LuckyNet" Светлана Ткаченко, Игорь Романенко и Тарас Гейченко (а все, кому есть что сказать на эту тему, приглашаются к расширению дискуссии).

А человек все же так замечательно устроен, что проблемы, которые он создает другим, волнуют его гораздо меньше собственных. Именно поэтому мы сейчас и обсудим, какие чудесные вещи ожидают спаммера и его бизнес.

Во-первых, отношение большинства пользователей Сети к спаму крайне негативно, и человек, навязавшийся со своими сообщениями, вряд ли станет желанным собеседником и деловым партнером. В самом деле - как вы станете относиться к посетителю, который прежде всего вынудил вас заплатить за его визит в ваш офис, а уж затем (возможно) предложил что-либо. Даже если это нечто дельное - ощущение, что вас надули, не проходит. Итак, антиреклама - первое, что подстерегает бизнес спаммера. Затем, аборигены Internet, формирующие и поддерживающие как технические аспекты ее жизнедеятельности, так и сетевую этику - нэтикет - определяют спаммера как человека настолько непрофессионального, что он не способен продвигать свою продукцию и информацию в Сети, пользуясь теми средствами, которые она же и предоставляет. Особенные "успехи" будут ждать такого специалиста на ниве распространения программного обеспечения: мало кто поверит, что фирма "ламера" (слово с размытой этимологией, но явственно ругательное) способна произвести что-либо дельное.

А теперь - как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Есть добрые люди, способные на полученный "многометровый" .doc ответить залпом из отходов деятельности графических систем, полным дистрибутивом какой-либо операционной системы, а то и мэйлбомбой - замечательным письмецом, которое "взрывается" (самодублируется) в ящике спаммера. Героя непременно "завалит". То, что при этом пострадает и ISP, абонентом которого является наш незадачливый коммивояжер - еще один выразительный "сухой остаток" от эксперимента... Hо именно это и может иметь наиболее серьезные последствия. И дело не только в том, что спаммер рискует получить первичную "выволочку" от своего провайдера...

Дело в том, что абоненты провайдеров умеют жаловаться, причем многие делают это часто, охотно и настойчиво. Более того, если пользователи, обозленные спамом, жалуются еще и _правильно_ - результат может оказаться "неповторимым и устойчивым". Есть два варианта, отличающихся различной эффективностью. Первый - сообщение, содержащее спам, отфорвардить провайдеру самого спаммера. Hедостаток этого способа в том, что не каждый пользователь может правильно определить источник спама; более того, профессиональные и сознательные спаммеры маскируют свой истинный адрес, используя в качестве промежуточных звеньев серверы, предоставляющие бесплатные адреса электронной почты, а также ряд более хитроумных способов (в частности, "разовые" адреса). Тогда разгневанное письмо получит сотрудник невиновной организации или специалист ISP, который и близко не находится к пути спама...

Значительно надежней второй вариант. Заметьте, что практически все почтовые редакторы имеют средства отображения служебной информации. Воспользуйтесь ими в применении к "спамскому" письму. Распотрошенное таким способом письмо следует отфорвардить соответствующей службе Вашего ISP (чаще всего для этих целей используется адрес abuse@ваш.провайдер) - и всю остальную переписку на эту тему они возьмут на себя. Во-первых, у специалистов гораздо больше навыков и возможностей проследить истинный путь письма. И, главное,- провайдер провайдера (по умолчанию) поймет лучше, чем пользователя, и у представителей службы, чьим абонентом оказался спаммер, будет гораздо больше (в том числе, и документальных) оснований предъявить претензии автору непотребной рассылки - вплоть до обоснованного отключения. Ведь в настоящее время большинство провайдеров при составлении клиентских договоров вносят в них строки, прямо говорящие о мере ответственности за спам со стороны клиента.

И, что бы там ни было, главным правилом нэтикета остается универсальное "Hе делай другому ничего такого, чего не хотел бы, чтобы проделали с тобой."

Этот обзор не претендует ни на полноту, ни на универсальность. Я не рассказала ни о том, как скрыть свой адрес от спаммеров, ни о том, что и как надо делать для правильного продвижения своей информации в Internet. Я очень рассчитываю, что коллеги квалифицированно продолжат этот разговор.

Те, кого заинтересуют видеоматериалы и ссылки на эту тему, могут найти их на RealVideo сервере www.kiss.kiev.ua - а заявки на участие в дискуссии можно присылать мне - bohno@kiss.kiev.ua .

(c) K.I.S.S.
webmaster@kiss.kiev.ua

Условия использования наших материалов