K.I.S.S. K.I.S.S.


УКАЗ ПРЕЗИДЕHТА УКРАIHИ

Про заходи щодо захисту iнформацiйних ресурсiв держави

З метою забезпечення захисту iнформацiйних ресурсiв держави в мережах передачi даних, проведення единоi державноi полiтики у сферi захисту iнформацii постановляю:

1. Утворити у складi Служби безпеки Украiни як орган державного управлiння Департамент спецiальних телекомунiкацiйних систем та захисту iнформацii.

2. Покласти на Департамент спецiальних телекомунiкацiйних систем та захисту iнформацii Служби безпеки Украiни реалiзацiю державноi полiтики у сферi захисту державних iнформацiйних ресурсiв у мережах передачi даних, криптографiчного та технiчного захисту iнформацii.

3. Установити, що органи державноi влади, пiдприемства, установи та органiзацii незалежно вiд форм власностi, якi обробляють, передають, збирають та зберiгають iнформацiю, що е власнiстю держави, використовують мережi передачi даних, у тому числi загального користування, з додержанням порядку та вимог захисту iнформацii, що визначаються Департаментом, утвореним вiдповiдно до статтi 1 цього Указу.

4. Службi безпеки Украiни подати в мiсячний строк проект Положення про зазначений Департамент.

5. Департаменту спецiальних телекомунiкацiйних систем та захисту iнформацii Служби безпеки Украiни:

розробити в мiсячний строк пропозицii щодо захисту iнформацii в мережах передачi даних;

утворити спецiалiзоване пiдприемство для впровадження механiзмiв захисту iнформацiйних ресурсiв держави.

Президент Украiни
Л. КУЧМА

м. Киiв
10 квiтня 2000 року
N 582/2000



Для удобства читателей из-за пределов Украины и русскочитающего меньшинства ;-) граждан предоставим следующий неофициальный перевод. Именно в этом тексте мы и позволим себе некоторые комментарии...


УКАЗ ПРЕЗИДЕHТА УКРАИHЫ
О средствах защиты информационных ресурсов государства

С целью обеспечения защиты информационных ресурсов государства в сетях передачи данных, проведения единой государственной политики в сфере защиты информации, постановляю:

1. Создать в составе СБУ как орган государственного управления Департамент специальних телекоммуникационных систем и защиты информации.

IB> Вроде бы, давно пора... Hе буду утверждать, есть или отсутствует
IB> специальная телекоммуникационная система собственно в СБУ,- но,
IB> по логике вещей, должна бы быть... И специалистов, отвечающих за
IB> техническую защиту данных, содержащих гостайну, тоже, наверное,
IB> кто-то должен готовить... Была вот служба подобная - ГСТЗИ, да
IB> как-то потерялась в ходе чиновных слияний и переводов...

IB> Кстати, может быть, и официальный сайт СБУ сделает, наконец,
IB> кто-нибудь из собственных специалистов Службы... ;-) Подобное
IB> давно стало частью официального представительства спецслужб в
IB> Сети.

2. Возложить на ДСТСЗИ СБУ реализацию государственной политики в сфере защиты государственных информационных ресурсов в сетях передачи данных криптографической и технической защиты информации.

IB> Тоже понятно, хотя и чудновато - ввиду отсутствия этой самой
IB> государственной политики в сфере... Hельзя же, в самом-то деле,
IB> считать государственной политикой приступообразную активность
IB> различных ветвей власти в порождении, преимущественно,
IB> запретительных актов... Hо, поскольку наша страна - не первая и
IB> не последняя на пути "введения Интернет в правовое поле" -
IB> когда-то же надо начинать... К примеру, уяснив, что
IB> телекоммуникации, как ничто иное, интегрируют страну в "мировое
IB> сообщество", куда мы так рьяно рвемся, ведомство могло бы сделать
IB> частью своей работы содействие развитию украинского сегмента
IB> Интернет - как одного из аспектов экономической безопасности
IB> государства...


IB> Словом, начало интригующее... ;-)

3. Установить, что органы государственной власти, предприятия, структуры и организации, независимо от форм собственности, которые обрабатывают, передают, собирают и хранят информацию, которая является собственностью государства,

IB> А вот и зерно интриги. Как в украинском, так и в русском варианте
IB> последняя формулировка крайне двусмысленна. Что такое
IB> "информация, которая является собственностью государства"? Если
IB> это "_та_ информация, которая является собственностью
IB> государства" - тут есть еще о чем говорить. Хотя понятие о
IB> таковой информации (как и вообще о _собственности_ государства на
IB> информацию) отсутствует в отечественном законодательстве, есть
IB> хотя бы повод ожидать появления столь любимых нашими
IB> словотворцами подзаконных актов, перечисляющих категории
IB> информации, входящие в эту самую "собственность"... Заметим все
IB> же, что в самом указе об этом ни слова: если бы предполагалось,
IB> что странное словосочетание можно заменить на "государственную,
IB> военную, коммерческую" тайны - наверное, так бы и сделали.

IB> Тогда остается предположить, что нам просто объясняют:
IB> "информация является собственностью государства". "И тогда -
IB> вода нам как земля...", как поется в одной старой песенке...
IB> Приведу аналогию из нашего непрошедшего прошлого. Художник
IB> вывозит картины за рубеж. Свои, простите, картины. Которые ему
IB> никакое государство не заказывало, холст и краски для которых он
IB> покупал за свои кровные. Художник платит свои художничьи налоги и
IB> формально державе ничего не должен. Hо. По различным причинам,
IB> которые могут зависеть от недачи взятки, недостаточности суммы,
IB> отношений с более близкими текущей власти собратьями по... гм...
IB> холсту и т.п.. картины признаются государственной ценностью. И не
IB> вывезет их художник, хоть их (картины, то есть) режь... При этом
IB> интересно, что государство при этом покупать их, в принципе, не
IB> собирается. Главное - не дать продать. Есть в этом тончайший
IB> чиновничий цинизм: "Гений, гришь... Hну, вот мы тебя гением и
IB> признаем - государственного, накося, масштаба... Вот и кушай
IB> теперь наше признание, хоть столовыми ложками..." Собственно, та
IB> же история - и с изобретениями, _не пошедшими_ здесь, да и вывоз
IB> компакта с текстами собственных лекций - особенное, ни с чем не
IB> сравнимое удовольствие...

IB> Кстати, в одном из законопроектов, предложенных прошлой осенью,
IB> предлагалось именно эту людоедскую практику распространить на
IB> материалы в Интернет,- да еще и назначить автора "ответственным
IB> за хранение и нераспространение" в особо оговоренном случае,
IB> когда у державы нет денег на приобретение новообъявленной
IB> ценности... Правда, это уже описали до нас: "заинвентаризовано
IB> лично Камноедовым к разбазариванию запрещено" (с) АБС. ;-)

используют сети передачи данных, в том числе - общего назначения, придерживаясь порядка и требований защиты информации, определяемых Департаментом, созданным согласно статье 1 этого Указа.

IB> Тут и становится понятным, что государство и не собирается
IB> заниматься _своими_ сетями передачи данных. Оно опять намерено
IB> внедрять свой устав в монастыре, построенном другими.

4. СБУ предоставить в месячный срок проект Положения об указанном Департаменте.

IB> А это значит, что проект давно готов - иначе сделать пристойный
IB> проект пристойного документа в такой срок невозможно.

5. ДСТСЗИ: - разработать в месячный срок предложения по защите информации в сетях передачи данных;

IB> Аналогично. Остается предположить, что "рыба" документа
IB> существовала давно. Впрочем, даже если речь идет о некоторых
IB> заимствованиях у России - то заимствования на редкость
IB> творческие: в законопроектах "Минпечати и прочего России"
IB> неведомых терминов и словообразований просто-таки на порядок
IB> больше... Полезно все-таки иметь если не "Старшего Брата", то
IB> хотя бы первопроходца, _первым_ натыкающегося на всяческие рожны.
IB> А за ним уже можно спокойненько... ;-)

- создать специализированное предприятие для внедрения механизмов защиты информационных ресурсов государства.

IB> И после этого враги бают, что мы-де не уникальная держава! ;-) Да
IB> никто, пожалуй, не додумался спланировать и на весь
IB> мир прямо в указе объявить о создании _внедренческого
IB> предприятия_ при "органе государственного управления", коим
IB> должен быть Департамент! После этого позвольте не поверить, что
IB> предприятие не станет рычагом откровенного лоббирования тех или
IB> иных разработок особо любимых фирм. Пример около года назад
IB> чуть не подало руководство налоговыми структурами, пытавшееся
IB> "внедрить" единое ПО отчетности - правда, разработчики
IB> бухгалтерского софта оказались значительно сплоченнее
IB> провайдеров, немедленно и при этом профессионально корректно
IB> ответив на сей госмонополистический жест.

IB> Зато становится понятным, откуда же после этого государство
IB> планирует взять деньги на развитие собственных закрытых сетей и
IB> обучение (привлечение) специалистов. Правда, следует учитывать,
IB> что упомянутое предприятие может стать просто-напросто синекурой
IB> для сыновей близких приятелей, племянников и золовок... Hу что ж
IB> - это тоже создание новых рабочих мест. ;-)

Президент Украины Л. КУЧМА
г. Киев
10 апреля 2000 года
N 582/2000

IB> Стоит учитывать, однако, что у Верховной Рады уже есть опыт
IB> отвержения "интернетовских" указов - а как она поведет себя с
IB> учетом результатов недавнего референдума, остается только
IB> догадываться.

IB> Hо, "может, все еще будет" (с) - появятся трактовки, сводящие всю
IB> эту историю к принципу разумной достаточности, и есть надежда
IB> получить, в итоге, один из самых цивилизованных законов об
IB> Интернет... Хочется верить. Hо, как говорится, хочешь верить -
IB> верь. ;-)

Ирина Бохно
bohno@kiss.kiev.ua

(c) K.I.S.S.
webmaster@kiss.kiev.ua

Условия использования наших материалов